The devil is not so black as he is painted.
1. Всемирный экономический кризис. Американская модель «дизайна для всех».1. Всемирный экономический кризис. Американская модель «дизайна для всех».
Из богатого украшениями Арт-Деко развился строгий американский стиль. Вклад в формообразование - ОБТЕКАЕМОСТЬ. Дизайн развивается благодаря потребителю.Техника становится доступной, ускорятся темп жизни.Самостоятельное развитие, но под влиянием европы - зигзаги арт деко.
"Арт Деко" = "Стиль звезд", "Обтекаемый модерн". Пример: небоскребы. Райт.
Идеи Современного движения после иммиграции мастеров Баухауза.
Становится важным ВИД ПРОДУКТА. Но расширение производ. мощностей привело к несоответстваю покупательной способности. Кризис. => правительство повышало стимул для покупки.Нанимались художники.
Уделялось внимание дизайну продукции.
В дизайне превалировала обтекаемая форма. Эксперименты в аэродинамике. Обтекаемость = скорость, современная форма. Уверенность в будущем, прогресс, выход из кризиса.
2.Арт деко. 2.Арт деко.
В париже в 1925 году проходит выставка "экспозиция арт деко в промышленной современности" от которой стиль росколи получил свое название Арт Деко.
Заимствовал из Арт Нуво: игнор промышленного, ручное изготовление.
еще появляются "цитаты из классицизма, преколумбийской и египетской культуры, африканского искусства".
3. Стилевые направления в Европейском формообразовании перед Второй мировой войной (20-30 е гг. XX в.)3. Стилевые направления в Европейском формообразовании перед Второй мировой войной (20-30 е гг. XX в.)
20-е годы эпоха джаза. импровизация, проходит по штатам и попадает в Европу. С джазом - танцы и фильмы => дорогой образ жизни голливудских фильмов. Это входит в жизнь, моду, дизайн.
Проектируются дирижабли, лайнеры, шикарные отели. СТИЛИЗАЦИЯ ЖИЗНИ.
Женщины наравне с мужчинами. Символ века: женщина за рулем.
СКОРОСТЬ, АВТОМОБИЛЬ, РАВНОПРАВИЕ. МОЛНИИ, ЗИГ ЗАГИ, ВСПЫШКИ.
В жилье - минимакс. Франкфуртская кухня. Идеал - высотный жилой дом, многофункциональный. Ясность, прозрачность.
4. Предвоенный дизайн в СССР (20-30 е гг. XX в.)4. Предвоенный дизайн в СССР (20-30 е гг. XX в.)
Три направления.
Конструирование новой техники.
Оформительское искусство.
Самодеятельное творчество и изобретательство.
Многофункциональный художник: инженер и организатор оформления производственной среды.
Аэродинамичность формы. Формование, работа с пластмассами.
Создание легкого автомобиля, метрополитена, глиссер-экспресс, агит самолет Максим Горький.
Прогресс техники - взгляд в светлое будущее. Фотографии труда,репрессий и пр. запрещены, фотографы превращают технич.дизайн в значимое визуальное событие.
5. Послевоенный дизайн в Европе и США (50-60 е гг. XX в.). Становление профессии дизайнер.5. Послевоенный дизайн в Европе и США (50-60 е гг. XX в.). Становление профессии дизайнер.
Вторая мировая война оказала сильное влияние на весь предметный дизайн. Сокращение сырья и ограничение на промышленное производство. Дизайнеры заняты на госзаказах.
Результат экономии: качественное производство изделий из простых доступных материалов. Функционально продуманны и и достаточно дороги. Государственная власть, заинтересованная в развитии национальной промышленности и торговли очень быстро поняла значение дизайна в этом процессе и оказало сильную поддержку дизайну в этот период.
С 1954 года 3 года подряд в Америке проходит выставка "Дизайн в Скандинавии" вызывая не малый успех, удивляя домохозяек и школьников.
В США бытовало мнение о Швеции как об идеальной картинке социалистического государства. Популярный сканд.дизайн отрозился на торговых домах и на язык. Краткий слоган "Скандинавский дизайн" стал мифос, Кай Франк и Арне Якобсен придумали называться "дизайнерами" вместо "художник-оформитель".
В конце 50х скандинавский дизайн уступает место итальянскому.
6.Послевоенный дизайн в ссср6.Послевоенный дизайн в ссср
Война прервала работы дизайнеров.
Нужны были специалисты для восстановления разрушенных городов, и для их обучения было открыто Строгановсое училище в Москве. И училище Мухиной в Ленинграде.
Война двинула развитие военной техники => оказало влияние на "мирную" продукцию. "Обтекаемые формы" - как на технике, так и на бытовой технике.
В эти годы были созданы дизайнерские бюро широкого профиля. В 1946 году создается автомобиль "Победа" гладкость, обтекаемость, новые принципы компановки, цельная форма. Строительство аэропортов с новыми задачами - оформление залов ожидания,стоек, сдача прием багажа.
Первые реактивные и турбореактивные самолеты. Во время Всемирного фестиваля молодежи впервые после долгой изоляции Россия видит иностранцев. Новые мода,идеи,музыка. Начало оттепели Хрущева. Раскрепощается быт.
7. Итальянское экономическое чудо в послевоенном дизайне.7. Итальянское экономическое чудо в послевоенном дизайне.
Экономика Италии развивается, Ит. выдвигается в области дизайна, становясь дизайн-нацией. Признается значение дизайна для идентификации компании и предприятия сотрудничают с дизайнерами.
США (в т.ч. Голливуд) влияет на эстетические взгляды и мироощущения итальянцев. Синтез специфич.ит.особенностей и американских потребительских привычек.
"Итальянская линия" становится интернациональным достижением современного образа жизни. Металоемкие производства (авто, мотоциклы, пиш.машинки). Известнейший продукт - мопед "Веспа".
В Европе и США носили ит.костюмы, пили эспрессо, ездили на Веспе и Феррари.
8. Стиль «Оливетти» и его влияние на развитие европейского дизайна.8. Стиль «Оливетти» и его влияние на развитие европейского дизайна.
В небольшом итальянском городе Ивреа существовала фабрика пишущих машинок "Оливетти"/
"Стиль Оливетти"- это стремление сделать любую продукцию обязательно красивой, фабричные здания строить красивыми, в самом современном стиле. Даже письма, деловая корреспонденция, исходящие от фирмы, должны быть изящно оформлены и написаны с хорошим литературным вкусом - все должно быть привлекательным, первосортным.
9. Неофункционализм. Ульмская школа дизайна.9. Неофункционализм. Ульмская школа дизайна.
В послевоенный период наиболее известной и созданной специально для подготовки дизайнеров стала Высшая школа формообразования в Ульме. Она явилась, с одной стороны, продолжателем идей Бау-хауза, а с другой – образцом, по которому строились другие центры дизайн-образования во всем мире.
В основу концепции Школы легла идея подготовки кадров, способных строить обновленную демократическую Германию
Ульмовцы убеждены в высоком и самостоятельном значении искусства, в том, что дизайн не может ни отменить, ни заменить собой искусство. Он - не что иное, как проектирование промышленных продуктов.
Искусство как высшую степень выражения жизни = организация жизни как искусства.
10.Стиль Браун.10.Стиль Браун.
Здесь, в отличие от "Оливетти", речь шла о формально-стилистическом единстве продукции.
"Стиль Брауна"- это отсутствие всяких декоративных накладок, профилей, цветовых пятен, имитации материалов, это скромная колористическая гамма, построенная на тонких оттенках серого цвета, сочетания черного и белого. Это создание цельного образа самыми простыми и минимальными средствами. Это -"экономный" стиль.
Первоначальный успех "Брауна" отчасти объяснялся еще и тем, что в конце пятидесятых годов наступило пресыщение "обтекаемым" стилем оформления вещей, массовому потребителю хотелось чего-то нового. И тут геометрическая простота и лаконичность изделий "Брауна" пришлась как нельзя кстати. Новизна формы обеспечила им на определенное время превосходную конкурентоспособность.
11.Поп-культура и поп-дизайн 1960-х гг.11.Поп-культура и поп-дизайн 1960-х гг.
На смену эйфории массового производства и рационализма в формообразовании пришла его критика.
Если функционализм в архитектуре и дизайне европейских стран в период стесненных условий послевоенного восстановления был оправдан, то в 60-е годы он стал представляться догматическим, завязались дебаты об эмоциональном дефиците рационализма, направленном на исключительно рациональное массовое производство
Поп-арт. Считается, что первое произведение поп-арта принадлежит кисти английского художника Ричарда Хамилтона "Что же делает наши современные дома такими особенными, такими привлекательными?".
Поп-дизайн - культура для молодых. Не смотря на то, что в поп-культуре мастера отталкивались от т.н. "низменного искусства", это совсем не означало, что стиль "поп" был стилем товаров повседневного потребления. В отличие от приверженцев "хорошего дизайна" дизайнеры стиля "поп" искали менее серьезный смысл в своих произведениях. Стиль "поп" был стилем для молодых. В связи с тем, что поп-дизайн ориентировался, главным образом, на молодежный рынок, товары были дешевыми и, как следствие, часто посредственного качества.
Направление Оп-арт, названное из-за увлечения его сторонников оптическими эффектами, с учетом физико-психологических особенностей зрительного восприятия. Художники этого направления были, в основном, заняты созданием оптических иллюзий. Новым в подходе оп-арта было то, что это искусство являлось строго беспредметным.
12.Энди Уорхол и значение его творчества в развитии дизайна 1960-х гг.
13.Эксперименты с новыми материалами и дизайн-утопии в 60-е гг. XX века (архитектурный дизайн, дизайн костюма, кинематограф)13.Эксперименты с новыми материалами и дизайн-утопии в 60-е гг. XX века (архитектурный дизайн, дизайн костюма, кинематограф)
Гонка за овладение мировым пространством в середине 60-х гг. охватила всеобщее сознание людей, моду, стиль, дизайн. Представление, что покорение мира человечеству по плечу, усилило общий оптимизм и глубокое уважение перед Вселенной.
Стартовый выстрел к покорению мирового пространства прогремел в 1957 году, когда советский космический спутник покинул Землю. Тремя годами спустя состоялся первый в мире полет человека в космос. Им был гражданин СССР Юрий Гагарин. Американский президент Кеннеди принял вызов, пообещав в 1962-ом году, что до конца десятилетия человек высадится на Луну.
"Стилистические намеки" на космические полеты вскоре стали неотъемлемой частью моды и предметного формообразования.
Пако Робан, Космическая одиссея..купол над городом.
14.Радикальный дизайн 1960-1970-х гг. Антидизайн. Дизайнерские группы «Архизум», «Суперстудио», «Штрум», «Алхимия».14.Радикальный дизайн 1960-1970-х гг. Антидизайн. Дизайнерские группы «Архизум», «Суперстудио», «Штрум», «Алхимия».
«Радикальный дизайн» Это иррациональное направление, выдвигая утопические проекты, боролось с геометрией модернизма. «Антидизайн» отличался несколько большей экспериментальной направленностью и политизацией.
Движение «Антидизайна» исключительно критически относится к развитию современных технологий и потребительскому настроению, поэтому они утверждали теорию «бегства» и через провокационные действия хотели показать, что логическое развитие рационализма ведет к абсурду. Радикально настроенная молодежь искала новые альтернативные формы. В итоге она предпочла делать «дизайн без предметов» – дизайн поведения, отказавшись от канонических методов проектирования и заменив их игрой.
Классическим образцом «Антидизайна» является кресло-мешок «Sacco» итальянских дизайнеров (Пьеро Гатти, Чезаре Паолини, Франко Теодоро, 1968). Несмотря на «антидизайнерские» декларации, с точки зрения выполнения главной функции — удобно сидеть, кресло-мешок безупречен. Кожаная оболочка не туго наполнена пластмассовыми гранулами. «Радикальный дизайн» возник в рамках течения «Радикальная архитектура». Основными центрами «радикального дизайна» в Италии были Милан, Флоренция, Турин. Протест против существующего дизайна выражался в рисунках, фотомонтажах и чертежах утопических проектов, конкретные объекты создавались все реже, а если создавались, то носили ироничный или провокационный характер.
Радикальный дизайн предпочитал проектированию новых продуктов разработку альтернативной среды обитания, нового жизненного пространства.
---Архизум----
выступал против элегантного дизайна и бросил вызов господствующему в то время модернизму. Члены группы работали над выставочными инсталяциями, архитектурными объектами, дизайном интерьеров и промышленных изделий.
Многочисленные проекты и публикации отражали поиски членов группы нового, чрезвычайно гибкого и основанного на новых технологиях подхода к дизайну. Члены Архизум начали исследования в области архитектуры и городского планирования, которые легли в основу проекта No-stop city (1970-72).
No-Stop City – это ироническая критика идеологии архитектурного модернизма, доведенная до абсурда. Здания этого города представляют собой огромные крытые, похожие на гаражи, помещения. В их бесконечных, освещенных искусственным светом и снабженных системой кондиционирования интерьерах расположены туристические палатки, установленные среди огромных валунов. По существу это не жилища, а место обитания городских бродяг в их непосредственном окружении. Понятие города здесь растянуто до бесконечности. Город становится миром, где невозможно найти отличия между городом и пейзажем, и где нельзя проложить между ними границу.
Развив до крайности идею Бранци о пост урбанистическом состоянии города, создатели No-Stop City представили свою утопическую концепцию городского состояния - это была идея огромного организма, существующего больше по правилам Интернета, чем по принципу классического города. В то же время представители “Archizoom” работали в области экспериментального дизайна. Все их работы имели смысловую связь с поп-культурой и китчем и в то же время выражали насмешку над претенциозностью «Хорошего дизайна».
---Группа «Суперстудия»---
Суперстудия была центром авангардного движения в области архитектуры и дизайна вплоть до своего распада в 1970-м. Посредством фотоколлажей, фильмов и выставок представители группы критиковали принципы модернизма, которые господствовали в дизайне 20 века. «Суерстудио» ставила под сомнение достоверность рационализма и пыталась заменить традиционный город новой суперструктурой, где архитектура должна стать либо нефункциональной и саморазрушающей , либо символичной.
Утопический дизайн Суперстудио предлагал новые жилые структуры. Например, в проекте Monumento Continuo они предложили модульные города и ландшафты, которые можно было расширять бесконечно. Этот проект был предназначен для замены сложившейся структуры и служил матрицей для конструирования новой среды обитания, где каждому было определено его собственное нейтральное пространство, свободное от объектов и давления потребительской идеологии.
----Группа “Strum”---
Одна из самых известных работ группы – экзотическая “мебель” для сидения и лежания из полиуретана “Pratone” (большой луг, 1966-70). В 60-70-х гг. группа проявляла исключительную активность в продвижении радикального дизайна в Италии, выступая на различных семинарах, а также публикую очерки по теории дизайна.
15.Концептуальные поиски советских дизайнеров в 1960-1970-х гг. ВНИИТЭ. Эксперименты и утопии советских дизайнеров. Сенежская студия.
15.Концептуальные поиски советских дизайнеров в 1960-1970-х гг. ВНИИТЭ. Эксперименты и утопии советских дизайнеров. Сенежская студия.
Государственный дизайн. В 1962 году специальным постановлением Совета Министров СССР был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ). На Институт возлагалась разработка и внедрение методов художественного конструирования, координация научно-исследовательских работ в этой области, методическое руководство работой специальных художественно-конструкторских бюро, обобщение и распространение лучшего отечественного и зарубежного опыта в дизайне, а также разработка проектов отдельных видов массовых и наиболее сложных изделий машиностроения и товаров культурно-бытового назначения. Марк Демидовцев.
Идея «дизайн-программирования» весьма напористо пропагандировалась в стенах государственного института центра дизайна. Эта ситуация имела значение для внутрипрофессиональной атмосферы, для определения приоритетов и ценностей профессии, для формулировки тех или иных научно-исследовательских тем.
"государственный дизайн" в СССР обратил свое главное внимание на сферу труда, общественного быта общественное питание, транспорт, образование и воспитание, здравоохранение. Это соответствовало социальным особенностям и идейно-политическим основам советской системы. Эксперименты и утопии.
Сенежская студия.
Реальная работа многих дизайнеров в Советском Союзе в 70-е гг. зачастую представляла собой дизайнерское проектирование в строгих рамках отраслевых конструкторских бюро. Это была скучная деятельность, когда мало, что внедрялось, превращала дизайнера в простого служащего, выполняющего однообразную и рутинную работу. Как своеобразный выход, а отчасти и протест сложившейся ситуации стало движение "Бумажное проектирование", "Бумажная архитектура", "Бумажный дизайн", которое особенно ярко проявило себя Если в дизайне 20-х гг., делая уникальный проект или модель, постоянно думали о массовом производстве, ориентировались на него - то в 70-е, наоборот, стандартные материалы и технологии привлекались для того, чтобы создать вещи принципиально уникальные, единичные, выставочные.
Не имея своей ясной концепции формообразования советские художники-конструкторы 60-х подражали своим западным коллегам.
В 1975 г. в Москве состоялся Международный конгресс Иксид (ЮЗЮ) под девизом "Дизайн для человека и общества". Это стало собиытием прежде всего, для советских дизайнеров, которым предстояло на равных участвовать в обсуждении всех насущных творческих вопросов мирового дизайна. ВНИИТЗ как коллективный член Иксида стал центром подготовки к конгрессу.
Одним из направлений т.н. "бумажного проектирования" является обучение художественному конструированию детей. Свой метод обучения детей творчеству, объединяющий различные дисциплины черчение, графику, живопись, объемное макетирование.
Широкую известность в 70-е годы получили эксперименты советских дизайнеров, связанные с художественным осмыслением новейших научно-технических достижений. Одно из таких направлений - создание кинетических композиций.
16.Искусство и дизайн периода постмодерна. Постмодерн как интернациональный стиль.16.Искусство и дизайн периода постмодерна. Постмодерн как интернациональный стиль.
распространился с начала 70-х годов XX века как тип мировоспрятия, согласно которому мир не рационально устроен, он сомнителен и непознаваем. Этот стиль, отрицая современный функцианализм, объединил различные концепции многочисленных экспериментаторов, существовавших в это время. Постмодернизм не отрицает прошлое, а пересматривает его иронично, без наивности.
Постмодернизм стал лозунгом, вокруг которого консолидировались разрозненные экспериментаторы. Постулат модернизма «форма следует за функцией» был разрушен. Семантическое значение объекта стало столь же важным, как и его практический смысл. Постмодернизм обратился к декоративности и красочности, китчу и шику, индивидуальности и образной семантике элементов, к ироничности и цитированию исторических стилей. Архитекторы и художники постмодернизма использовали цитаты из не только прошлых стилей, но и из сюрреализма, китча, компьютерной графики. Постмодернизм отвернулся от монохромности, от рациональных форм.
«три его принципа или точнее подхода»: контекстуализм, аллюзианизм и орнаментализм. Первый принцип – подчинение архитектуры факторам, исходящей из конкретной среды и контекстов культуры; второй – введение в объект намеков (аллюзий), отсылающих к историческим стилям. При этом аллюзии отличаются от прямых цитат ироническим отношением к источнику. Третий принцип - круг архитектурных элементов очень широк, он выходит за пределы утилитарно необходимых. В начале 80-х складывалось сосуществование различных концепций, связанных на уровне скрытых культурных значений, но воплощавшихся в несхожие визуальные модели. Это и постмодернизм, и хай-тек, и деконструктивизм. Яркими представителями постмодернизма стали архитекторы: Роберт Вентури, Рикардо Бофилл, Чарльз Мур, Роб Криер, Майкл Грейвс, Альдо Росси, Ханс Холляйн. Начинавшийся в архитектуре с теоретических предпосылок, постмодернизм продолжился в дизайне в виде концепции коммерческой культуры, став, в итоге, ее частью. Постмодернизм создал новое представление о дизайне как о проектировании, ориентированном на потребителя. Он дал толчок к поискам яркого и значимого дизайна с новым смыслом и экологической моралью.
Италия- группа «Алхимия» и «Мемфис»,
Финляндия-- Юро Куккапуро
Испания- Живье Марискал
Англия- Даниель Вейль
Япония.
17. Стиль «Мемфис» в дизайне. Новый дизайн в Германии, Испании, Великобритании, Франции.
17. Стиль «Мемфис» в дизайне. Новый дизайн в Германии, Испании, Великобритании, Франции.
Постмодернистская группа «Мемфис» (Memphis Group) была организована 11 декабря 1980 года в Милане дизайнерами Этторе Соттсассом (Ettore Sottsass), Андреа Бранци (Andrea Branzi) и Микеле де Лукки (Michele De Lucchi) по инициативе Соттсасса. Группа просуществовала до 1988 года.
Стиль «Мемфис» был анархичен и преследовал в основном цели свободного самовыражения дизайнера. Следуя одному из основных постулатов постмодернизма, он активно противопоставлял себя «хорошему вкусу», пропагандируемому стилями модернистского направления. Вместе с тем он привлекателен и остроумен.
Экспериментируя с материалами, формами и цветами, дизайнеры создавали качественные и функциональные предметы, пользующиеся спросом у потребителя. Для этого стиля характерны броские геометрические формы, яркие цвета, использование высокотехнологичных материалов (например, ламинированного пластика), а также прямое цитирование элементов исторических и авангардных стилей. Изделия, как правило, выпускались ограниченными сериями при обязательной рекламной поддержке.
В ОФОРМЛЕНИИ ИНТЕРЬЕРОВ использовались практичные, недорогие материалы, чаще всего ламинат вызывающе ярких расцветок, с рисунком «под змеиную кожу», «под шкуру леопарда», «под черепаху» или с геометрическими мотивами. Приветствовалось контрастное сочетание цветов (черные стены – белый потолок – пол в яркую клетку с узорами из геометрических фигур внутри каждой). Стены могли быть украшены коллажами, построенными по принципу хаоса.
Отличительные ЧЕРТЫ МЕБЕЛИ этого стиля – пестрота, причудливость и непредсказуемость формы, парадоксальное смешение недорогих материалов (обивка из искусственной кожи, пластмассовые ножки и т.д.). Яркими во всех смыслах примерами могут служить кресло Oberoi (1981) от Джорджа Соудена (George Sowden) с красной обивкой и ярко-желтыми ножками, а также рабочий кабинет Beverly (1981) от Соттсасса с желтыми ламинированными дверцами «под змеиную кожу», полками «под черепаху» и красной лампой или его же рабочий шкаф Casablanca из пластика с полками причудливой формы, украшенными узором «под змеиную кожу» на красном и желтом фоне
ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ:естественные: узоры «под черепаху», «под змеиную кожу», «под шкуру леопарда»;
геометрические: квадраты, ромбы, овалы, прямоугольники, круги, полоски, решетки, кресты.
НОВЫЙ ДИЗАЙН- антифункциональные направления в дизайне.
-----стремление к независимости от жесткого диктата индустрии и рациональности функционализма, отражение ментальности большого города в проектах, веяния моды, влияние обыденности и субкультур.
-устраивание предентаций работ на выставках дизайна.
ГЕРМАНИЯ:
---создавали отдельные экземпляры ручным ремесленным способом. Эстетика этих произведений была эстетикой графических коллажей и индустриальных обломков. Создавались необычные комбинации материалов: необработанный металл, полированная сталь или камень и бетон с деревом, резиной, плюшем или стеклом. Полузаготовки со строительного рынка использовались как мебель. Объекты должны были шокировать, заставлять задуматься о традиционном понятии "дизайн".
АНГЛИЯ:
формы и материалы похожи на Германию.
необработанная сталь. бетон и тд..
---отличия: простота форм и применение материалов.
ИСПАНИЯ:
-поворот от функционализма.
-толчок- подготовка к олимпийским игра 1992.
ФРАНЦИЯ:
как и везде, образовывались авангардные дизайн-группы.
-элегантность
-наибольшое проявление в авангардной моде.(Жан Поль Готье)
18) Хай-тек в арх-ре и дизайне.18) Хай-тек в арх-ре и дизайне.
-выход технической формы за пределы техномира в худ культуру.
(Норман фостер)
АРХИТЕКТУРА
начало-19 век)
пример---- центр искусств имени Ж. Помпиду, музей Такасаки, Лойд оф Лондон.
-метафорическое использлование предметов техники,
-вынос несущих конструкций наружу для удобства монтажа и демонтажа
-противопоставление функции и привычных образов, преувеличение технических атрибутов.
-заряд отрицания приводит архитектуру в «антиархитектуру»
ДИЗАЙН:
-использование промышленного оборудования в интернете.
-использование стандартных металлических элементов в производстве мебели. исп материалов и деталей из научной, военной сферы.
-домой тащат самолетные, автобусные, зубные кресла, посуда из лабораторного стекла
(серия концелярской мебели НОМОС)
19) Дизайн на рубеже веков. Миниатюризация. Бестелесный дизайн. Дизайн и маркетинг. Дизайн и экология.19) Дизайн на рубеже веков. Миниатюризация. Бестелесный дизайн. Дизайн и маркетинг. Дизайн и экология.
-прорыв в области микроэлектроники, ускорение темпа жизни, «компактности» жилища--- привели к миниатюризации.
(компы стали занимать не две комнаты а 1 коробку например, портативные кассетные плееры волкман)
-Организации неосязаемых информационных процессов
(например интерфейс компьютера, которому удилялось внимание больше, чем системному блоку например, чтобы пользователю было удобно и приятно работать)
-Дизайн становится оружием в конкурентной борьбе. иногда даже единственным. (продукт хреновый, некачественный, но карсивый. старались сделать вид более привлекательным, юзали «подпись офигительного мастера-художника» для поднятия продаж.)
пример: рассвет часов Свотч--- хуевые одноразовые, но красивые до делов.
- менеджмент дизайна,--- организация фирменного стиля, изначально направленного на рекламу, коммуникации и поднятие продаж.
-Демонстрация социальных обязательств перед обществом, сознание окружающей среды. минимализация вреда природе становится приоритетом на ряду с эргономикой например.
20) Дизайн в контексте современной проектной и художественной культуры.20) Дизайн в контексте современной проектной и художественной культуры.
-дизайн стал самостоятельным видом проектной деятельности
-широкий арсенал средств
-наличие образцов, «икон» и памятников дизайна
-разделение по «вехам равития»
-спец музеи, выставки, посвященные дизайну
-спонсирование дизайна
-расширение и усложнение задач
-усложнение и разнообразие приемов
-разбитие дизайна на области, на которых специализируются разные специалисты.
Из богатого украшениями Арт-Деко развился строгий американский стиль. Вклад в формообразование - ОБТЕКАЕМОСТЬ. Дизайн развивается благодаря потребителю.Техника становится доступной, ускорятся темп жизни.Самостоятельное развитие, но под влиянием европы - зигзаги арт деко.
"Арт Деко" = "Стиль звезд", "Обтекаемый модерн". Пример: небоскребы. Райт.
Идеи Современного движения после иммиграции мастеров Баухауза.
Становится важным ВИД ПРОДУКТА. Но расширение производ. мощностей привело к несоответстваю покупательной способности. Кризис. => правительство повышало стимул для покупки.Нанимались художники.
Уделялось внимание дизайну продукции.
В дизайне превалировала обтекаемая форма. Эксперименты в аэродинамике. Обтекаемость = скорость, современная форма. Уверенность в будущем, прогресс, выход из кризиса.
2.Арт деко. 2.Арт деко.
В париже в 1925 году проходит выставка "экспозиция арт деко в промышленной современности" от которой стиль росколи получил свое название Арт Деко.
Заимствовал из Арт Нуво: игнор промышленного, ручное изготовление.
еще появляются "цитаты из классицизма, преколумбийской и египетской культуры, африканского искусства".
3. Стилевые направления в Европейском формообразовании перед Второй мировой войной (20-30 е гг. XX в.)3. Стилевые направления в Европейском формообразовании перед Второй мировой войной (20-30 е гг. XX в.)
20-е годы эпоха джаза. импровизация, проходит по штатам и попадает в Европу. С джазом - танцы и фильмы => дорогой образ жизни голливудских фильмов. Это входит в жизнь, моду, дизайн.
Проектируются дирижабли, лайнеры, шикарные отели. СТИЛИЗАЦИЯ ЖИЗНИ.
Женщины наравне с мужчинами. Символ века: женщина за рулем.
СКОРОСТЬ, АВТОМОБИЛЬ, РАВНОПРАВИЕ. МОЛНИИ, ЗИГ ЗАГИ, ВСПЫШКИ.
В жилье - минимакс. Франкфуртская кухня. Идеал - высотный жилой дом, многофункциональный. Ясность, прозрачность.
4. Предвоенный дизайн в СССР (20-30 е гг. XX в.)4. Предвоенный дизайн в СССР (20-30 е гг. XX в.)
Три направления.
Конструирование новой техники.
Оформительское искусство.
Самодеятельное творчество и изобретательство.
Многофункциональный художник: инженер и организатор оформления производственной среды.
Аэродинамичность формы. Формование, работа с пластмассами.
Создание легкого автомобиля, метрополитена, глиссер-экспресс, агит самолет Максим Горький.
Прогресс техники - взгляд в светлое будущее. Фотографии труда,репрессий и пр. запрещены, фотографы превращают технич.дизайн в значимое визуальное событие.
5. Послевоенный дизайн в Европе и США (50-60 е гг. XX в.). Становление профессии дизайнер.5. Послевоенный дизайн в Европе и США (50-60 е гг. XX в.). Становление профессии дизайнер.
Вторая мировая война оказала сильное влияние на весь предметный дизайн. Сокращение сырья и ограничение на промышленное производство. Дизайнеры заняты на госзаказах.
Результат экономии: качественное производство изделий из простых доступных материалов. Функционально продуманны и и достаточно дороги. Государственная власть, заинтересованная в развитии национальной промышленности и торговли очень быстро поняла значение дизайна в этом процессе и оказало сильную поддержку дизайну в этот период.
С 1954 года 3 года подряд в Америке проходит выставка "Дизайн в Скандинавии" вызывая не малый успех, удивляя домохозяек и школьников.
В США бытовало мнение о Швеции как об идеальной картинке социалистического государства. Популярный сканд.дизайн отрозился на торговых домах и на язык. Краткий слоган "Скандинавский дизайн" стал мифос, Кай Франк и Арне Якобсен придумали называться "дизайнерами" вместо "художник-оформитель".
В конце 50х скандинавский дизайн уступает место итальянскому.
6.Послевоенный дизайн в ссср6.Послевоенный дизайн в ссср
Война прервала работы дизайнеров.
Нужны были специалисты для восстановления разрушенных городов, и для их обучения было открыто Строгановсое училище в Москве. И училище Мухиной в Ленинграде.
Война двинула развитие военной техники => оказало влияние на "мирную" продукцию. "Обтекаемые формы" - как на технике, так и на бытовой технике.
В эти годы были созданы дизайнерские бюро широкого профиля. В 1946 году создается автомобиль "Победа" гладкость, обтекаемость, новые принципы компановки, цельная форма. Строительство аэропортов с новыми задачами - оформление залов ожидания,стоек, сдача прием багажа.
Первые реактивные и турбореактивные самолеты. Во время Всемирного фестиваля молодежи впервые после долгой изоляции Россия видит иностранцев. Новые мода,идеи,музыка. Начало оттепели Хрущева. Раскрепощается быт.
7. Итальянское экономическое чудо в послевоенном дизайне.7. Итальянское экономическое чудо в послевоенном дизайне.
Экономика Италии развивается, Ит. выдвигается в области дизайна, становясь дизайн-нацией. Признается значение дизайна для идентификации компании и предприятия сотрудничают с дизайнерами.
США (в т.ч. Голливуд) влияет на эстетические взгляды и мироощущения итальянцев. Синтез специфич.ит.особенностей и американских потребительских привычек.
"Итальянская линия" становится интернациональным достижением современного образа жизни. Металоемкие производства (авто, мотоциклы, пиш.машинки). Известнейший продукт - мопед "Веспа".
В Европе и США носили ит.костюмы, пили эспрессо, ездили на Веспе и Феррари.
8. Стиль «Оливетти» и его влияние на развитие европейского дизайна.8. Стиль «Оливетти» и его влияние на развитие европейского дизайна.
В небольшом итальянском городе Ивреа существовала фабрика пишущих машинок "Оливетти"/
"Стиль Оливетти"- это стремление сделать любую продукцию обязательно красивой, фабричные здания строить красивыми, в самом современном стиле. Даже письма, деловая корреспонденция, исходящие от фирмы, должны быть изящно оформлены и написаны с хорошим литературным вкусом - все должно быть привлекательным, первосортным.
9. Неофункционализм. Ульмская школа дизайна.9. Неофункционализм. Ульмская школа дизайна.
В послевоенный период наиболее известной и созданной специально для подготовки дизайнеров стала Высшая школа формообразования в Ульме. Она явилась, с одной стороны, продолжателем идей Бау-хауза, а с другой – образцом, по которому строились другие центры дизайн-образования во всем мире.
В основу концепции Школы легла идея подготовки кадров, способных строить обновленную демократическую Германию
Ульмовцы убеждены в высоком и самостоятельном значении искусства, в том, что дизайн не может ни отменить, ни заменить собой искусство. Он - не что иное, как проектирование промышленных продуктов.
Искусство как высшую степень выражения жизни = организация жизни как искусства.
10.Стиль Браун.10.Стиль Браун.
Здесь, в отличие от "Оливетти", речь шла о формально-стилистическом единстве продукции.
"Стиль Брауна"- это отсутствие всяких декоративных накладок, профилей, цветовых пятен, имитации материалов, это скромная колористическая гамма, построенная на тонких оттенках серого цвета, сочетания черного и белого. Это создание цельного образа самыми простыми и минимальными средствами. Это -"экономный" стиль.
Первоначальный успех "Брауна" отчасти объяснялся еще и тем, что в конце пятидесятых годов наступило пресыщение "обтекаемым" стилем оформления вещей, массовому потребителю хотелось чего-то нового. И тут геометрическая простота и лаконичность изделий "Брауна" пришлась как нельзя кстати. Новизна формы обеспечила им на определенное время превосходную конкурентоспособность.
11.Поп-культура и поп-дизайн 1960-х гг.11.Поп-культура и поп-дизайн 1960-х гг.
На смену эйфории массового производства и рационализма в формообразовании пришла его критика.
Если функционализм в архитектуре и дизайне европейских стран в период стесненных условий послевоенного восстановления был оправдан, то в 60-е годы он стал представляться догматическим, завязались дебаты об эмоциональном дефиците рационализма, направленном на исключительно рациональное массовое производство
Поп-арт. Считается, что первое произведение поп-арта принадлежит кисти английского художника Ричарда Хамилтона "Что же делает наши современные дома такими особенными, такими привлекательными?".
Поп-дизайн - культура для молодых. Не смотря на то, что в поп-культуре мастера отталкивались от т.н. "низменного искусства", это совсем не означало, что стиль "поп" был стилем товаров повседневного потребления. В отличие от приверженцев "хорошего дизайна" дизайнеры стиля "поп" искали менее серьезный смысл в своих произведениях. Стиль "поп" был стилем для молодых. В связи с тем, что поп-дизайн ориентировался, главным образом, на молодежный рынок, товары были дешевыми и, как следствие, часто посредственного качества.
Направление Оп-арт, названное из-за увлечения его сторонников оптическими эффектами, с учетом физико-психологических особенностей зрительного восприятия. Художники этого направления были, в основном, заняты созданием оптических иллюзий. Новым в подходе оп-арта было то, что это искусство являлось строго беспредметным.
12.Энди Уорхол и значение его творчества в развитии дизайна 1960-х гг.
13.Эксперименты с новыми материалами и дизайн-утопии в 60-е гг. XX века (архитектурный дизайн, дизайн костюма, кинематограф)13.Эксперименты с новыми материалами и дизайн-утопии в 60-е гг. XX века (архитектурный дизайн, дизайн костюма, кинематограф)
Гонка за овладение мировым пространством в середине 60-х гг. охватила всеобщее сознание людей, моду, стиль, дизайн. Представление, что покорение мира человечеству по плечу, усилило общий оптимизм и глубокое уважение перед Вселенной.
Стартовый выстрел к покорению мирового пространства прогремел в 1957 году, когда советский космический спутник покинул Землю. Тремя годами спустя состоялся первый в мире полет человека в космос. Им был гражданин СССР Юрий Гагарин. Американский президент Кеннеди принял вызов, пообещав в 1962-ом году, что до конца десятилетия человек высадится на Луну.
"Стилистические намеки" на космические полеты вскоре стали неотъемлемой частью моды и предметного формообразования.
Пако Робан, Космическая одиссея..купол над городом.
14.Радикальный дизайн 1960-1970-х гг. Антидизайн. Дизайнерские группы «Архизум», «Суперстудио», «Штрум», «Алхимия».14.Радикальный дизайн 1960-1970-х гг. Антидизайн. Дизайнерские группы «Архизум», «Суперстудио», «Штрум», «Алхимия».
«Радикальный дизайн» Это иррациональное направление, выдвигая утопические проекты, боролось с геометрией модернизма. «Антидизайн» отличался несколько большей экспериментальной направленностью и политизацией.
Движение «Антидизайна» исключительно критически относится к развитию современных технологий и потребительскому настроению, поэтому они утверждали теорию «бегства» и через провокационные действия хотели показать, что логическое развитие рационализма ведет к абсурду. Радикально настроенная молодежь искала новые альтернативные формы. В итоге она предпочла делать «дизайн без предметов» – дизайн поведения, отказавшись от канонических методов проектирования и заменив их игрой.
Классическим образцом «Антидизайна» является кресло-мешок «Sacco» итальянских дизайнеров (Пьеро Гатти, Чезаре Паолини, Франко Теодоро, 1968). Несмотря на «антидизайнерские» декларации, с точки зрения выполнения главной функции — удобно сидеть, кресло-мешок безупречен. Кожаная оболочка не туго наполнена пластмассовыми гранулами. «Радикальный дизайн» возник в рамках течения «Радикальная архитектура». Основными центрами «радикального дизайна» в Италии были Милан, Флоренция, Турин. Протест против существующего дизайна выражался в рисунках, фотомонтажах и чертежах утопических проектов, конкретные объекты создавались все реже, а если создавались, то носили ироничный или провокационный характер.
Радикальный дизайн предпочитал проектированию новых продуктов разработку альтернативной среды обитания, нового жизненного пространства.
---Архизум----
выступал против элегантного дизайна и бросил вызов господствующему в то время модернизму. Члены группы работали над выставочными инсталяциями, архитектурными объектами, дизайном интерьеров и промышленных изделий.
Многочисленные проекты и публикации отражали поиски членов группы нового, чрезвычайно гибкого и основанного на новых технологиях подхода к дизайну. Члены Архизум начали исследования в области архитектуры и городского планирования, которые легли в основу проекта No-stop city (1970-72).
No-Stop City – это ироническая критика идеологии архитектурного модернизма, доведенная до абсурда. Здания этого города представляют собой огромные крытые, похожие на гаражи, помещения. В их бесконечных, освещенных искусственным светом и снабженных системой кондиционирования интерьерах расположены туристические палатки, установленные среди огромных валунов. По существу это не жилища, а место обитания городских бродяг в их непосредственном окружении. Понятие города здесь растянуто до бесконечности. Город становится миром, где невозможно найти отличия между городом и пейзажем, и где нельзя проложить между ними границу.
Развив до крайности идею Бранци о пост урбанистическом состоянии города, создатели No-Stop City представили свою утопическую концепцию городского состояния - это была идея огромного организма, существующего больше по правилам Интернета, чем по принципу классического города. В то же время представители “Archizoom” работали в области экспериментального дизайна. Все их работы имели смысловую связь с поп-культурой и китчем и в то же время выражали насмешку над претенциозностью «Хорошего дизайна».
---Группа «Суперстудия»---
Суперстудия была центром авангардного движения в области архитектуры и дизайна вплоть до своего распада в 1970-м. Посредством фотоколлажей, фильмов и выставок представители группы критиковали принципы модернизма, которые господствовали в дизайне 20 века. «Суерстудио» ставила под сомнение достоверность рационализма и пыталась заменить традиционный город новой суперструктурой, где архитектура должна стать либо нефункциональной и саморазрушающей , либо символичной.
Утопический дизайн Суперстудио предлагал новые жилые структуры. Например, в проекте Monumento Continuo они предложили модульные города и ландшафты, которые можно было расширять бесконечно. Этот проект был предназначен для замены сложившейся структуры и служил матрицей для конструирования новой среды обитания, где каждому было определено его собственное нейтральное пространство, свободное от объектов и давления потребительской идеологии.
----Группа “Strum”---
Одна из самых известных работ группы – экзотическая “мебель” для сидения и лежания из полиуретана “Pratone” (большой луг, 1966-70). В 60-70-х гг. группа проявляла исключительную активность в продвижении радикального дизайна в Италии, выступая на различных семинарах, а также публикую очерки по теории дизайна.
15.Концептуальные поиски советских дизайнеров в 1960-1970-х гг. ВНИИТЭ. Эксперименты и утопии советских дизайнеров. Сенежская студия.
15.Концептуальные поиски советских дизайнеров в 1960-1970-х гг. ВНИИТЭ. Эксперименты и утопии советских дизайнеров. Сенежская студия.
Государственный дизайн. В 1962 году специальным постановлением Совета Министров СССР был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ). На Институт возлагалась разработка и внедрение методов художественного конструирования, координация научно-исследовательских работ в этой области, методическое руководство работой специальных художественно-конструкторских бюро, обобщение и распространение лучшего отечественного и зарубежного опыта в дизайне, а также разработка проектов отдельных видов массовых и наиболее сложных изделий машиностроения и товаров культурно-бытового назначения. Марк Демидовцев.
Идея «дизайн-программирования» весьма напористо пропагандировалась в стенах государственного института центра дизайна. Эта ситуация имела значение для внутрипрофессиональной атмосферы, для определения приоритетов и ценностей профессии, для формулировки тех или иных научно-исследовательских тем.
"государственный дизайн" в СССР обратил свое главное внимание на сферу труда, общественного быта общественное питание, транспорт, образование и воспитание, здравоохранение. Это соответствовало социальным особенностям и идейно-политическим основам советской системы. Эксперименты и утопии.
Сенежская студия.
Реальная работа многих дизайнеров в Советском Союзе в 70-е гг. зачастую представляла собой дизайнерское проектирование в строгих рамках отраслевых конструкторских бюро. Это была скучная деятельность, когда мало, что внедрялось, превращала дизайнера в простого служащего, выполняющего однообразную и рутинную работу. Как своеобразный выход, а отчасти и протест сложившейся ситуации стало движение "Бумажное проектирование", "Бумажная архитектура", "Бумажный дизайн", которое особенно ярко проявило себя Если в дизайне 20-х гг., делая уникальный проект или модель, постоянно думали о массовом производстве, ориентировались на него - то в 70-е, наоборот, стандартные материалы и технологии привлекались для того, чтобы создать вещи принципиально уникальные, единичные, выставочные.
Не имея своей ясной концепции формообразования советские художники-конструкторы 60-х подражали своим западным коллегам.
В 1975 г. в Москве состоялся Международный конгресс Иксид (ЮЗЮ) под девизом "Дизайн для человека и общества". Это стало собиытием прежде всего, для советских дизайнеров, которым предстояло на равных участвовать в обсуждении всех насущных творческих вопросов мирового дизайна. ВНИИТЗ как коллективный член Иксида стал центром подготовки к конгрессу.
Одним из направлений т.н. "бумажного проектирования" является обучение художественному конструированию детей. Свой метод обучения детей творчеству, объединяющий различные дисциплины черчение, графику, живопись, объемное макетирование.
Широкую известность в 70-е годы получили эксперименты советских дизайнеров, связанные с художественным осмыслением новейших научно-технических достижений. Одно из таких направлений - создание кинетических композиций.
16.Искусство и дизайн периода постмодерна. Постмодерн как интернациональный стиль.16.Искусство и дизайн периода постмодерна. Постмодерн как интернациональный стиль.
распространился с начала 70-х годов XX века как тип мировоспрятия, согласно которому мир не рационально устроен, он сомнителен и непознаваем. Этот стиль, отрицая современный функцианализм, объединил различные концепции многочисленных экспериментаторов, существовавших в это время. Постмодернизм не отрицает прошлое, а пересматривает его иронично, без наивности.
Постмодернизм стал лозунгом, вокруг которого консолидировались разрозненные экспериментаторы. Постулат модернизма «форма следует за функцией» был разрушен. Семантическое значение объекта стало столь же важным, как и его практический смысл. Постмодернизм обратился к декоративности и красочности, китчу и шику, индивидуальности и образной семантике элементов, к ироничности и цитированию исторических стилей. Архитекторы и художники постмодернизма использовали цитаты из не только прошлых стилей, но и из сюрреализма, китча, компьютерной графики. Постмодернизм отвернулся от монохромности, от рациональных форм.
«три его принципа или точнее подхода»: контекстуализм, аллюзианизм и орнаментализм. Первый принцип – подчинение архитектуры факторам, исходящей из конкретной среды и контекстов культуры; второй – введение в объект намеков (аллюзий), отсылающих к историческим стилям. При этом аллюзии отличаются от прямых цитат ироническим отношением к источнику. Третий принцип - круг архитектурных элементов очень широк, он выходит за пределы утилитарно необходимых. В начале 80-х складывалось сосуществование различных концепций, связанных на уровне скрытых культурных значений, но воплощавшихся в несхожие визуальные модели. Это и постмодернизм, и хай-тек, и деконструктивизм. Яркими представителями постмодернизма стали архитекторы: Роберт Вентури, Рикардо Бофилл, Чарльз Мур, Роб Криер, Майкл Грейвс, Альдо Росси, Ханс Холляйн. Начинавшийся в архитектуре с теоретических предпосылок, постмодернизм продолжился в дизайне в виде концепции коммерческой культуры, став, в итоге, ее частью. Постмодернизм создал новое представление о дизайне как о проектировании, ориентированном на потребителя. Он дал толчок к поискам яркого и значимого дизайна с новым смыслом и экологической моралью.
Италия- группа «Алхимия» и «Мемфис»,
Финляндия-- Юро Куккапуро
Испания- Живье Марискал
Англия- Даниель Вейль
Япония.
17. Стиль «Мемфис» в дизайне. Новый дизайн в Германии, Испании, Великобритании, Франции.
17. Стиль «Мемфис» в дизайне. Новый дизайн в Германии, Испании, Великобритании, Франции.
Постмодернистская группа «Мемфис» (Memphis Group) была организована 11 декабря 1980 года в Милане дизайнерами Этторе Соттсассом (Ettore Sottsass), Андреа Бранци (Andrea Branzi) и Микеле де Лукки (Michele De Lucchi) по инициативе Соттсасса. Группа просуществовала до 1988 года.
Стиль «Мемфис» был анархичен и преследовал в основном цели свободного самовыражения дизайнера. Следуя одному из основных постулатов постмодернизма, он активно противопоставлял себя «хорошему вкусу», пропагандируемому стилями модернистского направления. Вместе с тем он привлекателен и остроумен.
Экспериментируя с материалами, формами и цветами, дизайнеры создавали качественные и функциональные предметы, пользующиеся спросом у потребителя. Для этого стиля характерны броские геометрические формы, яркие цвета, использование высокотехнологичных материалов (например, ламинированного пластика), а также прямое цитирование элементов исторических и авангардных стилей. Изделия, как правило, выпускались ограниченными сериями при обязательной рекламной поддержке.
В ОФОРМЛЕНИИ ИНТЕРЬЕРОВ использовались практичные, недорогие материалы, чаще всего ламинат вызывающе ярких расцветок, с рисунком «под змеиную кожу», «под шкуру леопарда», «под черепаху» или с геометрическими мотивами. Приветствовалось контрастное сочетание цветов (черные стены – белый потолок – пол в яркую клетку с узорами из геометрических фигур внутри каждой). Стены могли быть украшены коллажами, построенными по принципу хаоса.
Отличительные ЧЕРТЫ МЕБЕЛИ этого стиля – пестрота, причудливость и непредсказуемость формы, парадоксальное смешение недорогих материалов (обивка из искусственной кожи, пластмассовые ножки и т.д.). Яркими во всех смыслах примерами могут служить кресло Oberoi (1981) от Джорджа Соудена (George Sowden) с красной обивкой и ярко-желтыми ножками, а также рабочий кабинет Beverly (1981) от Соттсасса с желтыми ламинированными дверцами «под змеиную кожу», полками «под черепаху» и красной лампой или его же рабочий шкаф Casablanca из пластика с полками причудливой формы, украшенными узором «под змеиную кожу» на красном и желтом фоне
ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ:естественные: узоры «под черепаху», «под змеиную кожу», «под шкуру леопарда»;
геометрические: квадраты, ромбы, овалы, прямоугольники, круги, полоски, решетки, кресты.
НОВЫЙ ДИЗАЙН- антифункциональные направления в дизайне.
-----стремление к независимости от жесткого диктата индустрии и рациональности функционализма, отражение ментальности большого города в проектах, веяния моды, влияние обыденности и субкультур.
-устраивание предентаций работ на выставках дизайна.
ГЕРМАНИЯ:
---создавали отдельные экземпляры ручным ремесленным способом. Эстетика этих произведений была эстетикой графических коллажей и индустриальных обломков. Создавались необычные комбинации материалов: необработанный металл, полированная сталь или камень и бетон с деревом, резиной, плюшем или стеклом. Полузаготовки со строительного рынка использовались как мебель. Объекты должны были шокировать, заставлять задуматься о традиционном понятии "дизайн".
АНГЛИЯ:
формы и материалы похожи на Германию.
необработанная сталь. бетон и тд..
---отличия: простота форм и применение материалов.
ИСПАНИЯ:
-поворот от функционализма.
-толчок- подготовка к олимпийским игра 1992.
ФРАНЦИЯ:
как и везде, образовывались авангардные дизайн-группы.
-элегантность
-наибольшое проявление в авангардной моде.(Жан Поль Готье)
18) Хай-тек в арх-ре и дизайне.18) Хай-тек в арх-ре и дизайне.
-выход технической формы за пределы техномира в худ культуру.
(Норман фостер)
АРХИТЕКТУРА
![:(](http://static.diary.ru/picture/1146.gif)
пример---- центр искусств имени Ж. Помпиду, музей Такасаки, Лойд оф Лондон.
-метафорическое использлование предметов техники,
-вынос несущих конструкций наружу для удобства монтажа и демонтажа
-противопоставление функции и привычных образов, преувеличение технических атрибутов.
-заряд отрицания приводит архитектуру в «антиархитектуру»
ДИЗАЙН:
-использование промышленного оборудования в интернете.
-использование стандартных металлических элементов в производстве мебели. исп материалов и деталей из научной, военной сферы.
-домой тащат самолетные, автобусные, зубные кресла, посуда из лабораторного стекла
(серия концелярской мебели НОМОС)
19) Дизайн на рубеже веков. Миниатюризация. Бестелесный дизайн. Дизайн и маркетинг. Дизайн и экология.19) Дизайн на рубеже веков. Миниатюризация. Бестелесный дизайн. Дизайн и маркетинг. Дизайн и экология.
-прорыв в области микроэлектроники, ускорение темпа жизни, «компактности» жилища--- привели к миниатюризации.
(компы стали занимать не две комнаты а 1 коробку например, портативные кассетные плееры волкман)
-Организации неосязаемых информационных процессов
(например интерфейс компьютера, которому удилялось внимание больше, чем системному блоку например, чтобы пользователю было удобно и приятно работать)
-Дизайн становится оружием в конкурентной борьбе. иногда даже единственным. (продукт хреновый, некачественный, но карсивый. старались сделать вид более привлекательным, юзали «подпись офигительного мастера-художника» для поднятия продаж.)
пример: рассвет часов Свотч--- хуевые одноразовые, но красивые до делов.
- менеджмент дизайна,--- организация фирменного стиля, изначально направленного на рекламу, коммуникации и поднятие продаж.
-Демонстрация социальных обязательств перед обществом, сознание окружающей среды. минимализация вреда природе становится приоритетом на ряду с эргономикой например.
20) Дизайн в контексте современной проектной и художественной культуры.20) Дизайн в контексте современной проектной и художественной культуры.
-дизайн стал самостоятельным видом проектной деятельности
-широкий арсенал средств
-наличие образцов, «икон» и памятников дизайна
-разделение по «вехам равития»
-спец музеи, выставки, посвященные дизайну
-спонсирование дизайна
-расширение и усложнение задач
-усложнение и разнообразие приемов
-разбитие дизайна на области, на которых специализируются разные специалисты.
shyx0 да XD хотя в этот раз в инет залезть не удалось. Х)) но зато пока писала запомнила и на пять сдала, своя польза есть.